Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
Готовые проекты в детском саду
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.
Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.
- Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
- Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)
- Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
- занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
- комплексные блочно-тематические занятия;
- интеграция:
−частичная интеграция;
−полная интеграция; - метод проектов:
−форма организации образовательного пространства;
−метод развития творческого познавательного мышления.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
- На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
- Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
- Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
- Составление плана-схемы проекта.
- Сбор, накопление материала.
- Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
- Домашние задания для сам. выполнения.
- Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются:
- по составу участников;
- по целевой установке;
- по тематике;
- по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
- исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
- творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
- комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
- межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
- творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
- групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
- индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
- исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).
Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Этапы |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
1 этап |
1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. |
1. Вхождение в проблему. |
2 этап |
4. Помогает в решении задачи. |
5. Объединение детей в рабочие группы. |
3 этап |
7. Практическая помощь (по необходимости). |
7. Формирование специфических знаний, умений навыков. |
4 этап |
9. Подготовка к презентации. |
8. Продукт деятельности готовят к презентации. |
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Здесь можно использовать следующие формы работы:
Консультации по темам:
- «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников»;
- «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»;
- «Виды проектов и использование их в разновозрастных группах»;
Семинары-практикумы:
- «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;
- «Разработка перспективного тематического планирования по включению дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс»;
- «Дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе»;
- «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности»;
- «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;
Примерные проекты в ДОУ в работе с кадрами:
- «Перспективы развития МДОУ в условиях самоуправления» (административная группа, методическая служба, совет педагогов, творческая группа);
- «Воспитание здорового ребёнка» (в рамках медико-психо-физиологической и педагогической служб);
- «Мастер-класс. Перспективы совершенствования педагогического мастерства» (в проекте участвуют все педагоги);
- «Молодые дарования» (методическая служба, группа наставников, молодые специалисты);
- «Перспективы экологического образования дошкольников» (воспитатели, педагоги дополнительного образования);
- «Питание и здоровье» (медицинская служба, методическая служба, воспитатели, работники пищеблока);
- проблемные проекты между педагогами групп, работающих по одной программе;
- дизайн-проект по совершенствованию развивающей среды (административно-хозяйственная, методическая, психологические службы, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, рабочий по обслуживанию здания);
- социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты» (участвуют все члены коллектива, воспитанники, социум)
Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Младший дошкольный возраст
Задачи обучения:
- пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
- приобщать детей к процессу познания;
- формировать различные представления;
- привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
- побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Совершенствование психических процессов:
- формирование эмоциональной заинтересованности;
- знакомство с предметами и действиями с ними;
- развитие мышления и воображения;
- речевое развитие.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
- осознание поставленной цели;
- овладение различными способами решения поставленных задач;
- способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
- поиск различных средств достижения цели.
Линии развития личности.
Физическое развитие:
- стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
- формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);
социальное развитие:
- формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеололгическое древо»);
познавательное развитие:
- обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
- расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
- сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);
эстетическое развитие:
- развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
- овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).
Старший дошкольный возраст.
Задачи обучения:
- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
- развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
- формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
- развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Формирование предпосылок учебной деятельности:
- произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
- потребности в создании собственной картины мира;
- навыков коммуникативного общения.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
- выявить проблему;
- самостоятельно искать нужное решение;
- выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
- самостоятельно анализировать полученные результаты.
Линии развития личности.
Социальное развитие:
- развитие самопознания и положительной самооценки;
- овладение способами внеситуативно-личностного общения;
- высокий уровень коммуникативной компетентности;
- осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);
Физическое развитие:
- развитие осознанного отношения к своему здоровью;
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).
Познавательное развитие:
- систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
- развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);
Эстетическое развитие:
- углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов;
- овладение различными видами худ. деятельности;
- развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).
Тематика блока |
Название проекта |
Продукт детской деятельности |
Наследие |
«Эхо столетий» |
«Временная лента» (работа с энциклопедиями, подбор и систематизация иллюстративного материала, ИЗО, ручной труд, театрализованное представление) |
«Защитники Отечества» |
Исторический альбом «Защитники Отечества» (рисунки, бумажная пластика, детское сочинительство) |
|
«Здравствуй, Пушкин!» |
Создание альбомов «Пушкин и няня», «Семья Пушкина», «Друзья, прекрасен наш союз!», «По Пушкинским местам». |
|
Проекты «Генеалогическое древо», «Моя семья», «Секреты бабушкиного сундука» |
«Семейное древо» |
|
«Я в мире людей» |
Проекты в детском саду: |
Альбомы (инд.) (рисунки + весёлые истории) |
«Мир вокруг нас» |
«Четыре стихии» |
Картотека опытов. |
«Весёлая астрономия» |
Викторина «Через тернии к звёздам» |
|
«Ты и твоё здоровье» |
«Я и моё тело» |
Дневник «Я расту» |
Примерная схема осуществления проекта «Семья» (ст. дош. возраст)
Разделы программы |
Виды детской деятельности |
Игровая деятельность |
Сюжетно-ролевая игра «Дом», «Семья»; «Мебельный салон», «Салон одежды для дома» и т.д. |
Социальное развитие |
Тематические занятия по Конвенции о правах ребёнка. |
Речь и речевое общение |
Творческое рассказывание детей по темам «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наши любимые питомцы», «лето на даче», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений», «Я буду мамой (папой)», «Как я помогаю дома», |
Здоровье и физическое развитие |
Составление режима дня для каждой семьи, конкурс семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур. |
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ |
|
Мир, в котором мы живём |
Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания). |
Природа |
|