Меню сайта
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Организация развивающей средыПредметно – развивающая среда» — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. «Сертификация» — наличие санитарно-эпидемиологического заключения (сертификата), который подтверждает безопасность материалов и оборудования. «Безопасность материалов и оборудования» — обеспечение ребенка такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность. «Детская игра» — вид непродуктивной деятельности ребенка, где основной мотив находится непосредственно в процессе самой деятельности. В соответствии с их специфическими характеристиками выделяются два основных вида игры – сюжетная и игра с правилами «Сюжетная игра» – выполнение условных действий связанных с обозначением и реализацией условной ролевой позиции и подчиняющее себе предметно-игровые действия, смысл которых определяется ролью, непосредственно выполняемой или присваиваемой игрушке-персонажу. Различается ролевая и режиссерская сюжетные игры. «Игра с правилами» – тип детской игры, характеризующийся наличием состязательных отношений, критериев установления выигрыша, неизменной повторяемостью, цикличностью завершаемого процесса деятельности. Для детей дошкольного возраста выделяются следующие культурные формы: игры на физическую или умственную компетенцию и шансовые (на удачу). «Игрушка» — предмет, используемый или специально изготовленный для игры, средство игры, ее объект. Классифицируются как в соответствии с сюжетообразующей функцией: атрибуты, обозначающие игровую роль (или фигурки-персонажи), предметы оперирования (обозначающие события-действия персонажа), маркеры пространства (обозначающие игровое пространство), так и с мерой условности (реалистические, прототипические и условные). «Эргономика» – научная дисциплина, выявляющая закономерности создания оптимальных условий высокоэффективной жизнедеятельности. «Продуктивные виды детской деятельности» - рисование, лепка, аппликация, конструирование и создание разного рода поделок, макетов из различных материалов. «Объекты для исследования в реальном действии (экспериментирования и упорядочивания)» — широкий диапазон материалов, от специально созданных для развития ребенка до естественных природных и культурных объектов. «Образно-символический материал» — так называемые "наглядные пособия", репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений. «Нормативно-знаковый материал» - материал языковых и числовых знаков, вводящий детей в новую форму репрезентации мира. Это разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п. Психолого – педагогические требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности (среда не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе). Принципы создания предметно–развивающей среды: • принцип полифункциональности среды: предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной. • принцип трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством). • принцип вариативности, сообразно которому характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметно-пространственной среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками. При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать полоролевую специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Предметно – развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельности), а также с целью активизации двигательной активности ребенка. Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами: Полифункциональностью. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.; Возможностью применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др.; Дидактическими свойствами. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр., могут содержать механизмы программированного контроля, например некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки; Принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством. Классификация материалов и оборудования Принципом разделения на типы является структура и развивающее значение каждого вида деятельности (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, а также материалов и оборудование, которые обеспечивают двигательную активность ребенка). При подборе материалов и определении их количества педагоги должны учитывать условия каждого детского сада: количество детей в группах, площадь групповых и подсобных помещений. Подбор материалов и оборудования должен осуществляется исходя из того, что при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым в двух видах: сюжетная игра и игра с правилами. Материал для сюжетной игры классифицируется исходя из его сюжетообразующей функции, и должен включать предметы оперирования, игрушки – персонажи и маркеры (знаки) игрового пространства. Материал для игры с правилами должен включать материал для игр на физическую компетенцию, для игр на удачу (шансовых) и игр на умственную компетенцию. Принципы создания предметно-развивающей среды принцип информативности, предусматривающем разнообразие тематики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением принцип вариативности, определяющейся типом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностям. принцип комплексирования и гибкого зонирования предполагает при создании предметно-развивающей среды легкость трансформирования оборудования, полифункциональность его использования. принцип стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающий сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка. Факторы, которые необходимо учитывать при проектировании предметно – развивающей среды 1. Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: • провоцируют ребенка на агрессивные действия; • вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры - людям и животным), роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый); • вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.); • провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; • вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста. 2. Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрастных характеристик параметрам предметно-развивающей среды. Мебель должна находится в соответствии с ГОСТ 19301.2-94. 3. Психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметно – развивающей среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка. 4. Психофизиологические факторы обусловливают соответствие объектов предметно – развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. При проектировании предметно-развивающей среды необходимо учитывать контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметно-развивающей среды. Зрительные ощущения. Учитывать освещение и цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника. При выборе и расположении источников света должны учитываться следующие параметры: уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света (длина волны) Слуховые ощущения. Учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек. Тактильные ощущения. Материалы, используемые для изготовления объектов предметно – развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие объектов предметно – развивающей среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка. Наполняемость предметно – развивающей среды должна: 1. обеспечивать разностороннее развитие детей;
1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей; 2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально и учебную модель, которая реализуется только в работе с детьми от 6 до 7 лет. 5. Предметно – развивающая среда должна быть направлена на реализацию образовательного модуля «коммуникация» и включать материалы и оборудование для совместной деятельности детей. 6. Полифункциональность использования пространства: с целью полифункциональности использования пространства группового помещения, оно должно быть разделено на 3 части: • зону для спокойной деятельности; • зону для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.); • рабочую зону. Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы. Для детей все зоны должны быть семантически обозначены. Семантическими (смысловыми) маркерами – метками могут быть хранящиеся на границах зон материалы для разного рода подходящих активностей.
|
Поиск
Друзья сайта
|